Гарий Напалков
Гарий Напалков,
Управляющий Директор Legalight
07.12.2020

Как мотивировать ключевых сотрудников компании?

Как мотивировать ключевых менеджеров компании?

В мировой практике вознаграждение ключевых менеджеров крупных компаний состоит как правило из трех частей: постоянное + краткосрочное переменное + долгосрочное.

Чем дальше от генерального директора сотрудник находится на карьерной лестнице, тем выше доля постоянного вознаграждения.

Так, у генеральных директоров долгосрочная мотивация составляет около 40%, а фиксированная часть - 30%. Обратная ситуация у менеджеров двумя уровнями ниже гендиректора: фиксированная часть чуть больше 40% и долгосрочная меньше 30%. При этом под долгосрочной мотивацией имеется в виду программы сроком от 3 до 5 лет.

Планы долгосрочной мотивации (далее - ПДМ) отличаются тем, что именно получает топ-менеджер – акции/ доли компании (ESOP, опционы) или денежные средства. Размер последних привязывается к стоимости компании (Fantom Shares, SARs и прочие инструменты).

В отличие от английской и американской систем, которые предполагают в т.ч. налоговые преференции, в России отсутствует комплексное регулирование указанных инструментов. Поэтому компании вынуждены сами находить решения, приемлемые как с точки зрения гарантий для участников ПДМ, так и с точки зрения акционеров и налоговых последствий для компании.

При выборе ПДМ, связанного с предоставлением опционов или акций необходимо иметь в виду, что менеджер получает в итоге не реальную возможность управления компанией через приобретенные доли или акции, а только возможность впоследствии получить определенную денежную сумму, зависящую от стоимости компании.


Что можно предложить топ-менеджерам в РФ?


Опционы на приобретение долей или акций в компании – наиболее очевидное решение для планов долгосрочной мотивации. В первую очередь потому что заключение опционного договора с существующими акционерами или владельцами долей (далее для краткости «Соглашение об опционе») является самым простым в подготовке и оформлении (ст.ст. 429.2 и 429.3 ГК РФ).

Этот способ предполагает, что менеджер получает право приобрести акции или доли компании в будущем по заранее прописанной цене при соблюдении определенных условий. Такое право предоставляется менеджерам бесплатно. В этом случае затраты на создание ПДМ составляют лишь на расходы на оформление и регистрацию договоров.

Фактически мотивационные опционы можно разделить на два варианта:
  1. предоставление актива (акций или долей) по заранее определенной цене, которая, как правило, равна текущей стоимости актива на момент вступления в ПДМ; 
  2. предоставление актива бесплатно.
  Продолжение статьи читайте в журнале Финансовый Директор https://e.fd.ru/855686

Читайте также

14.02.2021
Legal Due Diligence на примерах
14.12.2020
Нефинансовые условия договора, которые ведут к финансовым потерям
14.11.2020
Почему ФАС оштрафовал Яндекс за рекламу теста на ковид?






Не успеваете следить
за новыми статьями?

Один раз в неделю присылаем лучшие отраслевые новости и юридические лайфхаки. Только по делу.

Хотите обсудить публикацию
или задать вопрос?

Напишите ваш вопрос или оставьте свой комментарий к публикации - мы обязательно ответим.




Читайте также



Не успеваете следить
за новыми статьями?

Один раз в неделю присылаем лучшие отраслевые новости и юридические лайфхаки. Только по делу.

Хотите обсудить публикацию
или задать вопрос?

Напишите ваш вопрос или оставьте свой комментарий к публикации - мы обязательно ответим.